Эту байку, которые поведали мне смешные люди на лепре (на серьезных щщах, естественно), я теперь рассказываю как анекдот. Анекдот звучит примерно так:

«Издревле1 люди пользовались б-годанным стандартом ноты „ля“, частота которой составляла ровно 432 герца2, потому что она резонировала с водой в теле человека, лечила рак и насморк, из-за чего древние люди были такие здоровые, счастливые и жили долго.

Но потом пришли нацисты3.

Подлые нацисты хотели поработить мир и решили начать с малого — отнять у человечества б-годанную частоту. Для этого они перевели все свои нацистские марши на строй, в котором частота ноты „ля“ была уже 440 герц, которая зомбирует и подавляет волю, из-за чего солдаты под такие марши лучше маршировали. Дальше идет мутная история, но в результате все люди теперь слушают музыку в строе „ля“ 440 герц, и потому такие несчастные. А вы послушайте в 432 и поймете, что такое настоящая б-годанная музыка.»

Байка обычно имеет бешеный успех, особенно на моменте «но потом пришли нацисты».

Вы думаете, я ее придумал? Ни в коем случае. Примерно в таком виде она цитируется во множестве мест интернета, особенно на всяких эзотерических порталах. Не отстают от них и паблики Вконтакта, которые, как известно, отличаются от эзотерических порталов только доменом. И даже на музыкальных порталах толпа умалишенных идиотов восхваляет б-годанную частоту, слушая ее на многотысячедолларовой акустике через разогнутые вешалки для одежды.

И это не специфика отсталой рашки, где духовность и скрепы уже давно разложили серое вещество на плесень и липовый мед. В забугорье те же самые мифы, дополняемые в ряде случаев красивыми фигурками распространения волн в тазике с водой или песчаных фигур на колеблющейся пластине.

Люди совершенно не умеют проверять информацию. Ведь достаточно просто зайти в Википедию, чтобы понять, что никакими 432 герцами там и не пахло, потому что даже первый камертон давал эталонную «ля» с частотой 420 герц.

Как же было на самом деле? Я могу что-то забыть (все-таки я закончил музыкальную школу примерно 12 лет назад), но по-моему все было примерно так.

Естественно, что при Пифагоре фортепиано просто не существовало, как не существовало и проблем настройки по эталону. Каждый строил кто во что горазд.

Страдали певцы. Так как голос певца имеет физиологическую природу и четко ограниченный диапазон, а значит певцу4 должно быть комфортно петь с  разными оркестрами, если он гастролирует. Поверьте на слово, даже пол-тона иногда играют роль. А тогда частота ноты «ля» скакала с 410 до 470 герц, что довольно неприятно.

Духовые тоже страдали, но они, положа руку на сердце, созданы для того, чтобы страдать, так что их мы опустим.

В результате, был создан венский эталон — 435 герц5. С датами у меня плохо, так что ориентируйтесь на конец XIX века.

И уже в наше время был установлен метрический стандарт 440 герц.

Пишу по памяти, поэтому если захотите кому-то рассказать эту историю как Истину в последней инстанции — проверьте обязательно. Я за фактами не гонюсь, потому что какая там реально частота была у Вивальди, на самом деле, мало интересно, просто хотел показать вам, что частота эта скакала как хотела, хотя и оставаясь возле современных 440 герц.

А теперь, самая смешная часть анекдота. Вы можете попробовать проверить «б-годанность» 432 герца на себе в небольшом слепом тесте, который, видимо, задумывался как подтверждение б-годанности. Предлагается из двух мелодий выбрать ту, которая звучит более благозвучно, после чего убедиться, что ты каждый раз выбирал 432 герца.

Я выбрал все варианты, которые были сыграны в 440 герц. Видимо, нацистами зомбирован, чего уж там.


  1. Обязательно произносить с ярко выраженным апломбом. Для закрепления эффекта рекомендуется простирать руки к небесам. 

  2. Да, даже в те времена, когда о герцах никто еще и не думал, Аристотель будет мне свидетелем! 

  3. Произносить с ярко выраженным презрением ко вселенскому злу 

  4. Опера, да 

  5. Чуть-чуть не попали в б-годанную частоту 

Share →

16 Responses to 432 vs 440

  1. Пётр says:

    А я разницы не особо почуствовал. Сначала расстроился, но потом узнал, что “чем сильнее ощущение в разнице герц, тем слабее аура”, т.е. это моя могучая аура противостоит нацистским рептилоидам.
    Так победимъ!

  2. Никита says:

    Пётр – видимо вы либо не читали материал изложеный выше, либо “уже давно разложили серое вещество на плесень и липовый мед”.

  3. Андрей says:

    Виктор, полностью поддерживаю!

    Заметил, что люди, которые приплетают сюда нацистов, ауру, чакры и прочий СПГС совершенно неспособны к системному мышлению на ваш манер. Их аргументы больше расчитаны на убеждение трясущихся и верящих во всё подряд хомячков, не научившихся сопоставлять факты.
    Всё равно разница между соседними нотами в равномерно-темперированном строе остаётся 2**1/12, независимо от того, какая частота между нынешними Ab и A# принята за базовую A 4 октавы (в остальных случаях это будет уже не A, а понижение базы с транспонированием).

    А все эти забавные “наглядные доказательства” с квадратной металлической пластинкой и песком только подтверждают, что люди физику в школе не учили и не знают, что рисунок стоячих волн будет зависеть от частоты генератора, скорости распространения волн в среде и РАЗМЕРОВ этой пластинки (отражения). Чтобы для 432Гц получить ту же картинку что и для 440Гц при всех прочих равных условиях надо тупо взять пластину ПОБОЛЬШЕ. И “нарушенная гармония биоритмов” тут не при чём. :)

  4. причём тут фашисты и прочие.
    строй от ля 432 – другое название: строй Верди.
    И многие самые популярные группы играют именно в этом строе. Просто проверьте и не слушайте всяких спекуляций – и в одну, и в другую крайность.

  5. Sergei says:

    Интересно читать “разоблачающую статью”, которая фактически начинается со слов “достаточно просто зайти в Википедию, чтобы понять….”
    Растёт поколение интернет-энциклопедистов, растёт.
    Знаете, автор, есть такая прекрасная мысль о том, что люди в наше время, цитирую дословно:
    Информационная мастурбация — это когда ты применение знаний заменяешь получением все новой информации. В результате процесс получения информации для развития заменяет само развитие. Ты становишься все более осведомленным, но все менее интеллектуальным. Когда это продолжается из года в год, то способствует только росту самомнения. Ты становишься все более информированным и все более пустым.”
    А я бы еще добавил – более тупым.
    Если вы, уважаемый автор, действительно хоть что-то хотите понять о строе, камертоне, гармониках – читайте умную литературу. С Википедией Вас “уделает” любой школьник в наше время.
    Начните хотя с записей знаменных распевов.
    Удачи. И не морочьте людям головы, всего лишь прочитав “Википедию”. В этом случае Вы не лучше тех, кто берет информацию с эзотерических сайтов.

    • Больцмановский Мозг says:

      Я вас расстрою, но у меня за плечами музыкальная школа, где нас знакомили в том числе с разными строями и предпосылками их появления. А ссылка на википедию — это просто ссылка на википедию.

  6. Anatol says:

    Разница есть. Небо и подземелье.
    Ля 432 это и Ре 144 и до 128 256 512 1024.
    Так я и настроил свою гитару. Гугл ГЕНЕРАТОРЫ ЗВУКА И СПЕКТР ЗВУКА.
    НЕ НАДО СПОРИТЬ… КОМУ НРАВИТСЯ ГАРМОНИЯ РЕЗОНАНСА С ВСЕЛЕННОЙ,
    конвертируйте программно любимую музыку в двоичный стандарт. Пианино, рояли, трубы, оргАны никто переделывать ради нас не будет. Как увести толпу с гармонии – сдвинуть фазу – с 432 на любую другую. И вот уже нет резонанса с музыкой сфер.

  7. Геннадий says:

    Тест этот того… не того. Музыка не очень (не для нашего случая музыка) и тональность (мне показалось) меняется. Второй пример вообще… оба варианта 440. Я протестировался. Повыбиралось 432. Кроме примера, где 2 по 440. На мне, то есть, работает.
    Спасибо Вам за информацию и за тест. Гитару перестроил. До этого строил на полтона ниже, теперь 432. С гитарой не понял пока. Но приятней, и вообще Верди… В сети есть гитара Страдивари. Иностранец-любитель древностей виртуозно играет. Послушайте. Совсем другая гитара.

  8. Геннадий says:

    Скопировал цитату Сергея про информацию. Стал умнее.

  9. Геннадий says:

    1Кор.14:38 А кто не разумеет,
    пусть не разумеет.
    1Кор.11:19 Ибо надлежит быть и
    разномыслиям между вами, дабы
    открылись между вами искусные.
    Видите, у меня то же есть цитаты. Слушаю Гитары Страдивари. Наш спор того стоил. А какой у Страдивари строй? Посмотрю…

  10. Геннадий says:

    Давайте поспорим о mp3

  11. Геннадий says:

    Система “Си” и гитара. Думаю есть эталон звуковых частот. Также как метр из ванадия, или чего ещё там. Но ведь, и 432 мы строим по электронному камертону (можно даже по сот. телефону). Кстати 440 настраивают вообще по городскому телефону. 432 – это тоже система “Си”. О чём спор? Это то же, что: Бога нет, есть электричество. Теперь дошло, что электричество тоже от Бога. Субъективно 432 для меня лучше. Система “Си” хороша, но только не для атм.давления и электрики пользуются своей, мне непонятной. Получается, что моя гитара настроена в системе “Си” на 432. А я, что в этом виноват? Верди-то не знал что он в системе “Си”. Правда, Гитара Страдивари лучше современных.Послушайте. Сколько Гц. там? Интересно, но не важно.У Пронина (это я) 432Гц в системе “Си”. Вам это интересно?

  12. Михаил says:

    Эти обсуждения полностью лишены смысла, это все равно что утверждать что если человек весит ровно 73, 432 кг то он живет в гармонии с внешним миром, а если 73,440 кг то ему не повезло…
    Музыка это поток дробей натуральных чисел не большого значения, лажа в музыке это дроби с большими числами.

  13. Герц, как единика измерения, появилась в 1930 году, Джузеппе Верди умер 27 января 1901 года. Откуда он мог знать про герцы в принципе и чем он измерял высоту своего музыкального строя? Разница в высоте звучания между 440 герцами и 432 герцами составляет меньше четверти тона (ля-440 гц, ля-бемоль – 415,3 гц) и ощущается только людьми, обладающими абсолютным музыкальным слухом, или близким к нему, а таких людей очень немного. Простому смертному эту разницу невозможно не ощутить ни слухом, ни чем нибудь ещё. Говорю это как профессиональный музыкант с высшим образованием и как настройщик фортепиано с более чем 40-летним стажем. Ха-ха!

  14. P.S. В настоящее время стандарт настройки роялей в концертных залах миря составляет Ля-442 герца. Люди, приходящие на концерт, по прежнему восторгаются исполнительским мастерством музыкантов, ни сколько не задумываясь, по какому камертону настроены их инструменты… Кстати, ни разу (!) не встретил ни одной партитуры, где бы композитор указывал, в каком камертоне нужно исполнять его произведение…

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

PageLines