Получается, что эмоциональное воздействие музыки – это все-таки условный рефлекс. Музыка могла появиться как имитация значимых звуков окружающего мира – тех звуков, на которые человеческий мозг уже отвечает какими-то яркими реакциями-эмоциями. Так, низкочастотный грохот (гроза, падение камней) вызывает ощущение тревоги. Зато звук мирно текущей воды обладает успокаивающим действием: это знак близости жизненно-важного ресурса. Можно вызвать аналогичные рефлексы искусственно, если повторить те же звуки с помощью музыкальных инструментов.

Собственно говоря, имитационно-игровая культура и считается главным отличием людей от животных. Возросший объем памяти позволил человеку использовать полученный опыт для более сложных реакций, включая моделирование грядущих событий. Охотники могли отрабатывать свои навыки, используя изображение оленя как мишень, а ритуальный танец – как обучающую игру. Вполне естественно было имитировать и звуки.

Небезынтересная статья на тему музыки и музыкального восприятия. Будет любопытна всем меломанам и им сочувствующим, так как унизит их до состояния «ниже плинтуса» и заставит искать контраргументы во фразе «он во всем неправ».

Share →

2 Responses to Музыка и культура

  1. www2 says:

    Музыка тренирует координацию пальцев, взаимосвязь между левым и правым полушариями, развивает правое полушарие. В смысле координации и связи между полушариями пианино – самый подходящий инструмент. Гитара и скрипка меньше нагружают правую руку и не позволяют параллельно исполнять разными руками две не связанные между собой темы – на этих инструментах движения правой руки строго зависят от движений левой руки, т.к. в извлечении одного звука они участвуют обе. На пианино извлекать звуки каждой рукой можно независимо и можно извлекать параллельно несколько звуков. Самое сложное – если звуки левой и правой рук не синхронизированы по моменту начала каждого звука и по тональности. Неплохо также, если вместе с игрой на инструменте ещё и петь, а мелодии инструмента и голоса отличаются. Известный пример такого исполнителя – Джимми Хендрикс, который мог петь и играть независимые мелодии.

    Способность к музыке – не врождённый дар. Её, как и любой другой навык, можно тренировать. Просто одним это даётся легко, другим – тяжело. Но после упорных занятий можно достичь значительного прогресса. Говорю по собственному опыту – немного занимался гитарой. В начале занятий не умел настраивать гитару и вообще не замечал, если она расстроена. Потом неправильно настроенная или расстроенная гитара стала резать слух и настраивать научился. Изначально считал, что у меня вообще никаких способностей нет.

    О теориях музыки, не имеющих научного фундамента. Некоторые вещи обосновываются логически, некоторые – эмпирически. Например, теория ладов. Конечно, на восприятие музыке существенным образом влияет воспитание – какую музыку с детства слышал человек.

    Насчёт рейтинга TopN – он работает только для тех, кто слушает музыку, не слушая её. Как только человек начинает слушать музыку осознанно, постепенно человек начинает понимать всё однообразие популярной музыки. Со мной было так. Проблема в том, что очень сложно (по крайней мере раньше, когда интернет не был столь доступен) выбраться из этого порочного круга поп-музыки. Ведь кроме неё что-то другое услышать бывает оооочень проблематично. Но вырвавшись начинаешь слушать и сравнивать. Со временем начинаешь понимать, что музыки было записано настолько много, что некоторые очень интересные вещи просто теряются из-за огромного количества музыки. Почти никакой взаимосвязи между качеством музыки и её популярностью не существует. Бывает сложная для восприятия – она обычно не становится популярной, не более. Я с большим удовольствием (или по крайней мере любопытством) могу слушать практически неизвестных исполнителей, записавших музыку лет 40-50 назад. Так что не всегда музыка интересует человека по “павлиньему” принципу – потому что интересует окружающих. Кстати, со временем слушать что-либо становится попросту не интересно, потому что “нот всего 12” (или как говорят не знающие люди – 7), очень многое повторяется, музыка приедается сразу целыми стилями. После этого часто наступает либо сознательный полный отказ от музыки, либо регламентированное силой воли прослушивание, либо обратный уход в попсу.

    Насчёт критического возраста для начала занятий музыкой. Это действительно 6-7 лет. Большинство музыкантов-виртуозов начинало именно в этом возрасте и именно с пианино. Для людей не разбирающихся в музыке можно даже предложить такой критерий – если музыкант начал осваивать первый инструмент позже 7 лет, то с высокой вероятностью его музыка – среднего качества. Может быть красивая, эмоциональная, но слушать именно в музыкальном плане её оказывается, как правило, не интересно.

    В целом не нашёл в этой статье никаких таких особых разоблачений.

  2. Ферштейн says:

    Не хватает классового и гендерного анализа.

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

PageLines