Я довольно долгое время говорил всем, что я атеист. Возможно, это действительно было так. Возможно, я всем (в том числе и самому себе) врал, но это было добросовестное заблуждение — по этому обвинению я неподсуден.

И дело не в том, что я решил удариться в религию или что-то в таком духе. Или вдруг поверил в какого-то там бога, которому решил посвятить остаток своих дней. Нет, нет, все гораздо проще.

Наша с вами жизнь — это череда ошибок и заблуждений. Мы постоянно убеждаемся в том, что мы не просто способны заблуждаться или ошибаться, а, более того — постоянно заблуждаемся, ошибаемся, делаем глупости и прочие совершенно непотребные вещи, которые непростительны для Квисатца Хадираха, но неизбежны для слабого и глупого человеческого существа.

Я поражаюсь тем людям, которые никогда не меняют свою точку зрения. Для того, чтобы иметь возможность так себя вести, ты должен быть либо чрезвычайно умен (и тогда твоя точка зрения всегда абсолютно правильная, а значит нет смысла ее менять), либо чрезвычайно глуп (и тогда тебе совершенно все равно, как долго ты еще будешь наступать на грабли — ты просто не понимаешь, что их можно обойти и не видишь связи между тем, что ты на них наступаешь и тем, как они тебя бьют по голове). В любом случае люди, не меняющие свою точку зрения — это нечто настолько экстремальное (от лат. extremum), что совершенно недоступно моему пониманию. Вот как так можно?Зачем вообще жить, если ты уже постиг Свет Истины? Зачем жить, если для тебя этот Свет — не более, чем назойливый уличный фонарь, мешающий тебе спать? Зачем жить, если жизнь для тебя — это статическое поле между моментом рождения и смертью?

И в это чудное время, когда все нормальные люди начинают активно ненавидеть и поносить РПЦ (а за ней — и все остальные религии вместе взятые, так, за компанию), я совершаю обратный переход и начинаю признавать допустимость существования всевозможных Высших Сил, сколь бы абсурдным не было такое предположение. Нонсенс?

Конъюнктурщина! Здесь можно было бы меня упрекнуть в чем-нибудь таком новомодном, хипстерском. Ну, вроде как, если ты поносишь РПЦ — то значит ты следуешь тренду и падок до моды. Если ты наоборот, защищаешь — значит ты на тренде пытаешься пиариться, отрицая его, и все равно проклятый attention whore. Можно было бы, если бы речь зашла про РПЦ. Однако, этот рыболовный кружок меня интересует в самую последнюю очередь, ибо Библию я уже прочитал.

Просто в один прекрасный момент я понял, что жить в мире, где все описывается исключительно правильными и рациональными законами — это как-то… скучно что ли. Отбрасывать красивейшие концепции, включающие в себя сномы неведомых существ, находящихся между собой в фантасмагорических взаимоотношениях только ради того, чтобы мыслить правильно, может быть и имеет смысл, но только не для меня. Меньше всего на свете мне хочется, чтобы лежа на смертном одре я думал — да, я прожил свою жизнь правильно, я молодец. Ведь при плохом стечении обстоятельств прямо за этим меня ждет обаятельное ничто, которое сведет на нет любые усилия, предпринятые на поддержание правильности и порядка.

Может быть, сыграло определенную роль мое увлечение йогой, которое приоткрывает дверь в мир трансцендентного (которое, как мы знаем, всего лишь галлюцинации и его на самом деле не существует — я даже не спорю). Может быть в один прекрасный момент произошла очередная переоценка ценностей (а я существо крайне рефлексивное — просто мои переживание ограничены моим сознанием и редко выливаются в публичные дискуссии о смысле жизни), в результате которой атеизм per se был признан… не то, чтобы бесперспективным, просто слишком нудным и правильным для того, чтобы эту концепцию можно было реально использовать в жизни.

Да и, честно говоря, иногда, смотря на то, как люди радуются тому, как их тела после смерти будут съедены червями, а их сознание сгинет в вековечной тьме, мне хочется спросить у них — люди, вы больны? Почему вы радуетесь тлену и разложению? Почему вы восторгаетесь тем ничтожным биологическим механизмом, которым себя считаете? Посмотрите на него — он уродлив до невозможности. Все в нем сделано не так, как надо — мочеточник завязывается узлами, глаз вывернут наизнанку, мозг, предназначенный для того, чтобы думать, думать решительно отказывается… Не сделает ли вас более счастливым мысль о том, что мы — это не только эти наши тела, но и что-то большее? Что-то такое, что не исчезает после смерти, наоборот — лишь после смерти оно начнет раскрываться и стремиться к Свету.

Почему люди сознательно лишают себя этой радости ради какой-то там мифической правильности?

К сожалению, я не даже ответить на вопрос, почему долгое время этой радости я лишал себя сам. Что уж говорить о других людях.

Что ж. Возможно, это когда-нибудь пройдет и я снова переметнусь в другой лагерь. А может быть и нет. А может быть, ворона. А может быть, собака. А может быть, корова. Но тоже хороша.

Share →

8 Responses to Переоценка

  1. Евгений says:

    Во втором абзаце снизу, видимо, опечатка.

    Так что же, выходит, ты теперь агностик, если я правильно понял?

  2. bober_maniac says:

    Умные люди говорят, что да, но я сам в это не верю. Агностицизм предполагает вынос вопроса о трансцендентном за пределы возможности познания, а меня возможности познания интересуют довольно слабо.

  3. Dante says:

    Плюс один единомышленник.

    Я тоже программист. 10 лет был принципиальным материалистом. Но со временем начал чувствовать нечто Неописуемое. Осознанный отход от материализма был спровоцирован прочтением “Ражда-йоги” Рамачараки.

  4. Kerny says:

    Интересные мысли. Конечно, так легче жить. Всегда хочется быть частью чего-то большего, или даже если “не быть частью”, то хотя бы наблюдать за ней со стороны. На свете есть много прекрасных(по Вашему “правильных, рациональных”) вещей, без всяких там придумок и высших таинств. Раньше, возможно, их было еще больше – до того как люди познали их. Даже не знаю влияет ли “познание” (понимания как работает механизм(в широком смысле)) на его “привлекательность”.

  5. nnovich-OK says:

    Забавный пост. Не верить в Деда Мороза тоже нудно. Это ведет к отказу от неведомых сказочных существ, находящихся между собой в фантасмагорических взаимоотношениях только ради того, чтобы мыслить правильно. Или, скажем, наркотики не принимать крайне нудно и не менее правильно со всеми вытекающими отказами. Интересно, автор к этим действиям относится так же, как и к вере?

    А если более серьезно, механизм возникновения веры безобразно прост и воспроизводился для нашего скромного человечества огромное число раз в разное время и у разных народов, отличаясь лишь в деталях. Стремление человека объяснить неизвестное через знакомое; обнаружение ложной корреляции между разовыми событиями с созданием на ее основе примет/обрядов; будоражущий врожденный страх смерти, с таким трудом приглушаемый обещаниями загробного существования… И все эти звенья можно очевидным образом проиллюстрировать в нашем современном обществе. А их суммарный результат — некий сладковатый эликсир, который позволяет забыться и не давать себе думать о том, о чём думать так не хочется. Отгородить себя от части своих мыслей, заменить их теми, которые больше нравятся. В некотором роде обобщенное понятие алкоголя.

    Но не стоит обманывать себя: мир не становится интересней, он становится проще. Тебе дают ответы (и даже неважно, верны ли они), которые ты мог искать сам. Смысл существования? Смерть? Нормы поведения? Неизвестные законы природы? Да пожалуйста: служение/рай/заповеди/геоцентрический мир. Не то? Сейчас подберем: познание/ноосфера/медитации/ноосфера.

    Атеизм не привлекателен, в нем нет ни жизни после смерти, ни так радующего многих понятния о карме и вселенской справедливости, ни лихого объяснения законов природы. Но значит ли это, что он рационально нудный? Что вы, он прекрасен в своей правдивости, открытости и слаженности строения. И является безграничной пищей для фантазий. Представить это злополучное “ничто” после своей смерти очень сложно, гораздо (ГОРАЗДО) сложнее любого представления о загробной жизни. Равно как и ощущение конечности своего существования словами не передать, оно пронизывает в минуты размышлений неописуемым каскадом переживаний. Бесценное неискаженное видение известной тебе части мира, бесценная честность по отношению к себе. Не часто встретишь людей, добровольно от этого отказывающихся.

    В завершение приведу первую ассоциацию, возникшую по прочтению поста: многие, знакомясь с математикой, считают и ее занудной, рациональной и скучной. Забавно, рациональное мышление так часто вызывает внутренний протест в некоторых людях. В такие моменты я вспоминаю слова Гильберта об одном из своих учеников: “Он стал поэтом, — для математика у него не хватало фантазии.”

  6. wavezz says:

    последний комментарий достоин отдельного поста.
    мои все метания и размышления на эту тему развеяла книга Докинза “Эгоистичный ген”. Каждый человек думающий обязан ее прочитать.

  7. На мой взгляд, понятия “РПЦ” и “высшие силы” несовместимы :)

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

PageLines