Существование так называемого клипового мышления в настоящее время признается не всеми, а если и признается – то связывается в основном с последним десятилетием XX века, а именно – появлением возможности у массового пользователя для выхода в большую Сеть. При этом сам предмет разговора определен достаточно слабо, в результате чего каждый понимает под ним некий только им определенный набор факторов, из которых довольно тяжело собрать общую картину. Поэтому, чтобы не повторять ошибок прошлого, мы пойдем с самого начала. А именно, с зарождения средств массовой информации – предвестников и родоначальников клипового подхода к репрезентации информации.

Почему стоит говорить о реперзентации, когда клиповое мышление есть проблема восприятия? Потому что воспринимать человек может только то, что кем-то репрезентуется. В результате, если мы пытаемся разобраться в том, откуда вообще пошло клиповое мышление как форма восприятия – нужно смотреть, кто именно начал подавать информацию в таком формате. А это, как будет показано далее, были именно СМИ, а вовсе не интернет.

За три сотни лет эволюции, в СМИ выработался универсальный формат подачи информации – так называемая последовательность актуальных клипов. Клип в данном случае – это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, мы способны свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружены в эту самую действительность. Фрагментарные картины бытия должна выстраиваться мозгом в самостоятельные цепочки и подгонять воспринимаемую реальность под действительную, таким образом давая возможность человеку не выпадать из объективного мира и осознавать его во всей полноте. По крайней мере, так было в проекте1.

В реальности же все оказалось гораздо более грустно. Ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между связанными событиями. Сам формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления – считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую.

Приведу простой пример. Не будем далеко ходить, а возьмем любой новостной источник, работающий в формате СМИ (например, ленту.ру) и посмотрим, как именно нам подается то или иное событие. А выглядит это следующим образом:

01.12 15:13 В офис ассоциации “Голос” пришли прокуроры
01.12 14:50 В Иране освободили участников погрома в британском посольстве
01.12 15:22 Волгоградца задержали за брошенный в плакат “Единой России” снежок
01.12 15:05 Инвалидам первой группы разрешат работать
01.12 15:04 Медведев записал обращение к избирателям
01.12 14:57 Грузинские пограничники задержали побывавшего в Южной Осетии россиянина

За время нашей жизни мы уже научились понимать такой формат и осознавать тот факт, что перечисленные новости скорее всего не имеют связи между собой. Однако, их связь с другими событиями, которые наступили ранее, также неочевидна – для ее осознания необходимо держать в голове полную актуальную картину мира, а в том случае, если она отсутствует – то постигать цепочки событий целостно.

Естественно, что ни у одного из живущих на земле людей никогда не будет той самой полной и актуальной картины – ее просто невозможно построить. Мозг физически не приспособлен к тому, чтобы оперировать реальностью – он работает с моделями, с абстракциями.

Как результат – клип лишается собственного контекста и из средства корректировки модели превращается в информационный шум2. Однако, декларируемая цель клипа при этом остается в восприятии людей, и человек, постоянно читающий новости, тешит себя иллюзией того, будто бы он имеет представление о процессах, происходящих в мире, в то время как в действительности он имеет в своей голове набор разрозненных фактов, которые практически невозможно объединить в общие цепочки событий и связать между собой.

Мне несколько непонятно, в какой момент в интернете стал господствовать клиповый, типично новостной формат. Быть может, это следствие возможности максимально актуализовать подачу информации, благодаря отсутствию задержек на дистрибуцию, характерных для традиционных СМИ (в том числе и телевизионных). Есть гипотеза, что сокращение объема текста – обратная сторона возможности увеличения частоты публикаций (для учебника, выпускаемого раз в десятилетие количество текста в нем будет в разы больше, чем в ежедневной газете, хотя в сумме подшивка газет будет толщиной в сотню таких учебников). Но факт остается фактом, и многие уже неоднократно отмечали, что текст воспринимается тем лучше, чем он короче, а длинные заметки в большинстве своем не прочитываются до конца.

В результате, под клиповый формат подгоняются даже те вещи, для которых он совершенно нехарактерен – например, аналитика. Десяток небольших сообщений с односторонним рассмотрением сути проблемы будут гораздо лучше восприниматься, но, как будет показано далее, гораздо хуже усвоятся и, скорее всего, не принесут никакой пользы, кроме иллюзии получения знаний.

Проблема клипа – именно отсутствующий контекст. Так или иначе, при восприятии любого связанного текста формируется некий контекст – набор положений и допущений, которые уже были рассмотрены в связи с настоящими вопросами, и любое новое положение из текста человек рассматривает как в сформированном контексте, так и в контексте собственных знаний и опыта. Чем длинее текст – тем более сложен будет его контекст, тем проще осознавать семантические связи между явлениями, так как они фактически существуют перед глазами – в контексте.

При клиповом подходе контекст оказывается слишком слаб, чтобы закрепиться, и в результате клип не оставляет следов в связанной семантике явлений – он как бы зависает в вакууме, представляя явление per se, без его собственного прошлого и будущего. Для того, чтобы постичь явление, поданное в клиповом формате, необходимо ввести его в контекст – то есть, либо ознакомиться с его причинами и следствиями перед прочтением для формирования контекста, либо воспользоваться собственным опытом и тем контекстом, что возникает благодаря ему. С учетом того, что первое требует неиллюзорных навыков работы с разрозненной информацией, а второе – недюжих знаний, для среднестатистического человека оба варианта оказываются довольно проблематичными.

И, несмотря на то, что клип – это форма репрезентации информации, все проблемы, связанные с этим подходом, возникают исключительно при интерпретации. Так, человек, который увлекается политикой и понимает, что на самом деле происходит в политическом мире, совершенно спокойно может объединить новостные клипы в единую картину благодаря имеющемуся у него контексту. Для человека же незаинтересованного, информация, поданная в таком виде, скорее всего будет набором разрозненных положений, которые можно описать как “мышиная возня” – он не способен понять причины и следствия явлений, потому что не видит между ними связей, а связей он не видит в силу того, что сам формат подачи информации не дает шансов образоваться им самопроизвольно, а сознательное их создание требует времени и сил. Немногие готовы тратить силы на правильную интерпретацию новостей.

Впрочем, проблема отсутствующего контекста не всегда является проблемой, так как существует множество вещей, где связи просто бессмысленны. Например, анекдоты. Зачастую они построены таким образом, что необходимый для понимания контекст формируется у любого человека, за редким исключением. Простое правило – чем ближе вещь к нашей с вами повседневной жизни – тем больше вероятность того, что у человека, который воспринимает ее, уже будет сформирован необходимый для правильной интерпретации контекст.

Основая же опасность клипового восприятия мира – это получаемая при этом иллюзия знаний. Человеку начинает казаться, будто он знает больше, чем на самом деле – а значит, он не способен правильно оценивать собственные действия, которые основываются на этих знаниях.

Ну а то, как бороться с этой проблемой, можно легко понять из текста.


1. Хотя, лично я далек от мысли, что подобный проект когда-либо существовал – как показывает практика, большинство того, что мы пытаемся описать как рациональное движение вперед к достижению определенных целей, является не более чем результатом стохастического эволюционного движения. Впрочем, это естественное свойство разума – рационализировать.

1. Кстати, обратной стороной отсутствия декларируемой связи в связных клипах является сознательный поиск связей в несвязанных процессах, о которой я писал чуть ранее.

Share →

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

PageLines