Бытовое прогнозирование – вещь совершенно ненужная. Прогноз вообще бессмысленен, если он не является базисом каких-либо предположений для развития дальнейшей жизни, но в чистом виде представляет неплохую зарядку для ума. Кроме того, он дает возможность заявить “я же говорил!”, если что-то из спрогнозированного1 внезапно сбудется.

Типичный способ прогнозирования – это экстраполяция существующих явлений с попыткой определить точки фазового перехода количества в качество и обозначить потенциальные сломы, которые впоследствие дадут ростки принципиально новых явлений, имеющих место и в нашем сегодняшнем мире, но спрятанные под завалами очевидного. Так или иначе, это делают все, просто не все в этом признаются – довольно постыдно для аналитика расписаться в том, что все его способности заключаются в умении умножать на два и извлекать квадратный корень.

Теперь, когда я, как это и положено, расписался в собственной никчемности2, можно приступить, собственно, к прогнозированию.

В настоящее время в мире существует несколько тенденций, которые я вижу основопологающими.

  1. Увеличение функциональной сложности програмного обеспечения при уменьшении сложности интерфейсной
  2. Уменьшение набора потребных навыков для выполнения оплачиваемой работы
  3. Рост зависимости от коммуникационной сферы
  4. Рост популярности синергетических (междисциплинарных) направлений трудовой и научной деятельности

Должно быть очевидно, что наш мир довольно плотно сел на иглу информационных технологий (стыдливо прячущихся за аббревиатурой IT). Точно так же, должно быть очевидно, что IT сейчас проходит ту же стадию, что проходили все промышленные дисциплины до нее – стадию разделения труда. Клиент-серверная архитектура, затем переход от “толстых” клиентов к “тонким”, а теперь вот “облачные технологии” – все это последовательные стадии одного процесса. В результате его завершения мы получим специализированные производства, которые будут отдавать все непрофильные для себя вещи в аутсорсинг. Необходимость в профессиональном администрировании довольно быстро исчезнет, а для локальных нужд будет достаточно низкоквалифицированных специалистов (сейчас они зовутся эникейщиками), которые “знают, у кого спросить”. Это процесс будет проистекать в силу того, что любому предприятию выгодно снижение издержек, а недоверие к облачным технологиям – не более чем инертность разума, и будет преодолено так же, как было преодолено недоверие к банковской сфере. И если компанию в настоящее время не сильно волнует, что все ее деньги – не более, чем цифры в базе данных какого-нибудь банка, которые могут в любой момент испариться3, то ее так же совершенно перестанет волновать, что ее документы – не более чем цифры в базе данных какой-нибудь СЭД, работающей в виртуальной машине кластера в Парагвае.

Сложность работы, выполняемой програмным обеспечением (тем самым, что крутится на кластерах в Парагвае) будет непрерывно расти и в итоге сравнится со сложностью, выполняемой квалифицированным персоналом. В то же время, сложность интерфейсов взаимодействия будет со временем падать, и в конце концов сведется к тривиальным действиям. Естественно, полостью исключить возможность отказа от человека в принятии решений во многих сферах невозможно в силу декларируемого разработчиками ПО “отказа от ответственности”. В результате, произойдет довольно интересный процесс, называемый “деквалификацией”, когда роль человека в системе сведется к принятию ответственности за решения высокоуровневые.

Основное преимущество деквалифицированного персонала в системе рыночных взаимоотношений – полная взаимозаменяемость. Возможность удерживать человека на минимальной зарплате, без каких-либо надбавок за уровень квалификации (только за уровень принятия решений) станет важным конкурентным преимуществом для компаний. Для сотрудников же это станет возможностью вести трудовую деятельность, не отвлекаясь от деятельности повседневной, так как развитие телекоммуникационной сферы даст возможность работать удаленно так же продуктивно, как и находясь в офисе. Рабочий график сотрудника станет свободным. Вкупе с отсутствием необходимости в повышении квалификации это высвободит свободное время сотрудника, которое он сможет тратить по своему усмотрению. Из-за этого, естественно, усилится напряженность в социальной и политической сфере и государству пришлось бы решать эти проблемы… если бы пару десятков лет назад у нас не появился дешевый эрзац-заменитель всего на свете – интернет, который полностью компенсирует потребность в дешевых развлечениях. Кроме того, претязания большинства людей и сейчас остаются на достаточно низком уровне, и их нехитрые потребности достаточно просто удовлетворить. Вполне возможно, что произойдет всплеск ухода в творческие и гуманитарные профессии.

Естественно, что такой переход в корне изменит ситуацию на массовом рынке труда. Вместо продажи трудовых ресурсов и квалификации, как это происходит в настоящее время, будет продаваться ресурс ответственности и репутация. Корпорации будут создавать репутационные банка, наподобие того, что сейчас используется для хранения кредитной истории, запятнаная репутация станет фактически карьерной смертью. Рекомендательные письма вновь будут в ходу, однако смена работы станет явлением достаточно редким, ввиду общей однородности рынка труда.

Личности будут заменены персонами4 – социальными масками, скрывающими за собой выполняющих работу людей. Отсутствие персоны на работе (а логично, что работа, требующая прямого контакта, по-прежнему останется) будет столь же неприлична, как сегодня неприлично бизнесмену прийти на деловые переговоры в домашнем халате.

Одновременно, будет расти потребность в высококвалифицированном труде в области IT. Ввиду роста сложности в этой области, балом будет править специализация и типичная команда будет состоять из набора высококвалифицированных специалистов под началом “синергета”-менеджера, обладающего базовой компетенцией в областях каждого из своих подчиненных для эффективного распределения обязанностей. Нередко, команды будут интернациональными, причем исполнители могут и не знать друг о друге ничего – всю работу по взаимодействию между ними будет проводить менеджер. Потребность в местной автоматизации и информатизации будет полностью покрыта низкоквалифицированными сотрудниками, выполняющими простейшую настройку стандартных вычислительных комплексов.

В результате произойдет версификация рынка – монополизированные корпорации, владеющие вычислительными ресурсами огромных мощностей, благодаря сети субподрядчиков и местных распространителей будут эффективно захватывать новые рынки, причем в HQ нередко даже не будут представлять, кто же конкретно пользуется их услугами. Неповоротливость этих монстров будет с лихвой компенсироваться маленькими компаниями, созданными с единственной целью – перепродавать услуги, арендуемые у материнской компании.

Последствием данного процесса будет чудовищное классовое расслоение между деквалифицированными массами и высококвалифицированными инженерами. Однако, потребность в квалифицированных кадрах будет только расти и образуется достаточное число социальных лифтов для действительно одаренных людей, которые будут наполовину забиваться мусором благодаря “связям” и “знакомствам”. Несмотря на огромное количество балласта, полученных в результате этого процесса специалистов будет достаточно для поддержания развития.

Социальные связи будут разрушаться благодаря иллюзии общения, создаваемой интернетом. Общество будет атомизировано и разобщено, так как потребность в личном общении будут все больше и больше снижаться.


1. Читай, выдуманного, взятого с потолка.

2.Для меня это лишь одна из форм социальной игры, но в массе это способ отвести от себя негативные обвинения в поверхностности, надуманности, ошибочности и прочих травмирующих психику вещах. Я нисколько не обижусь, если мне скажут, что здесь все неправильно. Во-первых, потому что здесь, скорее всего, все действительно неправильно. А во-вторых, прогнозирование как форма досуга требует оппонента – человека, который построит свой собственный конкурирующий прогноз.

3. Конечно, я утрирую – все не так просто.

3. По Юнгу – публичная часть личности, маска, за которой человека прячет себя.

Share →

2 Responses to Экстраполяции

  1. joher says:

    уверен что примерно так думали многие люди во времена технической революции. Но такого не было и быть не могло. Сложность интерфейса это необходимые издержки при построении сложной системы. Единственное с чем я могу согласится так это с уходом коммуникационной сферы в онлайн.

    • bober_maniac says:

      Почему ты отказываешь машине в возможности принимать более квалифицированные решения, чем человеку?

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

PageLines