Данная заметка выходит несколько “вне плана”, поскольку темой сегодняшней беседы должны были бы стать настройки в приложениях, но жизнь вносит свои коррективы – она является продолжением начатой сегодня дискуссии IRL и направлена на прояснение моей позиции по этому вопросу. Данная заметка публикуется специально для Riladel – я знаю, она будет рада и ее упоминанию, и этой ссылке, а я люблю радовать людей, особенно когда это так просто.

Интернет поражен раком комментирования. Он распространяется со скоростью света и заполоняет собой все доступные места, демонстрируя нам мириады людей, пораженных ужасной болезнью, лекарства от которого, увы, еще не придумали.

Сразу хочу пояснить – под комментированием я подразумеваю вовсе не форму ввода текста, спрятанную под ссылкой “оставить комментарий” в жежешечке, и даже не форму ввода комментария на этом сайте. Комментирование к интернету вообще имеет довольно опосредованное отношение, хотя, здесь, конечно, оно развернулось в полную силу в силу его особенностей. Может быть, мы еще поговорим об этом. Но гораздо интереснее комментирование не с точки зрения формата общения, а с точки зрения способа бытия индивидуума.

Комментарий вовсе не обязательно должен иметь привычную для нас форму – текста конкретного человека, находящимся в иерархическом отношении с другим текстом. Комментарий, как бы это не парадоксально звучало, может иметь форму поста, заметки, статуса в социальной сети или IM, и вы все, наверняка, с такими вещами сталкивались – это всевозможные результаты анкетирований и тестов, выкрики “ура, домой!!!!))))))” или “мне грустно(((((” в статусах. Что уж говорить – весь твиттер построен на идее комментария. Но именно благодаря этому мы можем понять суть явления – а именно тот факт, что комментирование как способ бытия представляет собой не более чем один из видов самоутверждения1.

Конечно же, я совершенно не имею ввиду, будто бы самоутверждение – это что-то плохое. Речь идет исключительно о том, что следует понимать, на что нацелен тот или иной речевой акт (которым можно считать и текстовые заметки в интернете), для того, чтобы не попасть впросак и не заниматься игрой в пинг-понг с кирпичной стеной – человеком, который совершенно не желает вас слушать, и что-то отвечает вам лишь с той целью, чтобы лишний раз доказать вам факт своего существования. При этом, нужно обратить особое внимание на то, что истинная дискуссия не является самоутверждением. Даже наоборот – признавая наличие другого человека и равенство его уровня нашему (а истинная дискуссия может вестись только между равными) мы как бы несколько задвигаем факт собственного бытия, делясь “местом” в нашем субъективном мире с собеседником. Именно это в корне отличает дискуссию от комментирования, которое, в свою очередь, выражает искаженную идею Декарта – “комментирую, следовательно существую”2.

Первый отличительный признак комментария – безличность. У комментария нет четко выраженного реципиента. В то время, как в любой дискуссии наши слова так или иначе направлены к конкретному человеку или группе лиц (оппоненту или оппонентам), комментарий обращен как бы “в пустоту”. Применительно к интернету это означает, что он не ставит целью ведение дискуссии, несмотря на то, что комментарий может быть оставлен к конкретному посту, иметь с ним общую тематику, создавать видимость выражения какого-то отношения и даже содержать в своем тексте обращение. Внешние признаки в рассмотрении способа бытия вообще имеют весьма опосредованное значение, поскольку определяющими являются внутренние побуждения, и именно их стоит уметь выделять.

Второй отличительный признак комментария – безапелляционность. Комментарий не оставляет простора для дискуссии, он либо констатирует факт (нередко, имеющий ценность, да и истинность, только для комментирующего), либо демонстрирует точку зрения. Именно демонстрирует, а не предлагает к рассмотрению. Если второе направлено на получение истины в ходе рассмотрения той самой точки зрения, то первое, как уже говорилось ранее, направлено на доказательство факта собственного существования.

Третий отличительный признак комментария – бессмысленность. Комментарий в общем случае не несет никакой полезной информации для человека в силу того, что не имеет такой цели. Однако, некоторые люди, обладающие специфическим складом ума, вполне могут извлекать из комментария информацию – например, о мировоззрении комментирующего, если комментарий является выражением точки зрения. Отмечу особо, что комментарий не несет цели распространения данной точки зрения – только ее демонстрацию per se, но, вне зависимости от исходных целей, интерпретация текста всегда остается за реципиентом, даже если изначально послание не было направлено ему.

Таким образом, мы и приходим к прояснению явления комментирования как способа бытия индивидуума. С этой точки зрения комментирование представляет собой невротическое напоминание о себе миру через создание безличных символов с нулевым декларируемым смыслом.

С точки зрения структурной лингвистики комментарий представляет собой денотированную синтагму. Ввиду отсутствия реципиента, комментарий не имеет универсальных для источника и приемника коннотированных значений, хотя может обретать их в момент интерпретации.

Интересно, что одна и та же лексическая единица может рассматриваться как комментарий, и как что-то большее в зависимости от реципиента. Несмотря на то, что у комментария выраженный реципиент отсутствует, все, кто попадают в поле комментария, становятся пассивными реципиентами. В том случае, если у человека есть такая склонность, или же у источника и приемника есть какая-то личностная связь – реципиент может перейти из пассивной формы в активную, положив начало дискуссии. Так, мне, скорее всего, будет не интересно читать в комментариях, кто сколько очков заработал во флеш-игре, которую я выложил, но я с удовольствием услышу цифру от своей девушки или своего друга, так как мне не безразлично их бытие. Вы сами можете проследить, насколько разительно меняется внутренняя форма в зависимости от отношения, при одинаковой форме внешней.

Ради интереса, можете посмотреть за собой – сколько раз в день вы пытаетесь оставить комментарий, чтобы намекнуть миру о том, что вы все еще живы?

Я уже научился стирать такие комментарий до момента их публикации.


1. Под самоутверждением я понимаю любое действие, которое направлено на доказательство другим людям того факта, что вы действительно существуете. Ваше понимание может отличаться от моего, потому я и даю сноску.

2. Увы, я совсем не знаю латыни, и не смог образовать глагол от латинского существительного “комментарий”, чтобы блеснуть эрудицией, вставив в текст эту фразу на латыни.

Share →

8 Responses to Комментарии

  1. joher says:

    Эй, я все еще тут!! Обрати на меня секунду своего внимания, ведь именно ради этого я бессмысленно трачу минуту свой драгоценной жизни.

  2. Hankok says:

    Я думал это я такой неправильный, не комментю особо нигде и порой не о чем, а тут вон оно как, я оказывается еще и не потерян)

  3. Riladel says:

    Ты говорил, что сейчас народ наиболее склонен к комментированию и в реальной жизни, из-за привычки этого действия в инете. Что ты считаешь причиной такой повышенной любви к комментированию во всех его видах именно в инете (помимо “посмотрите, вот он я”, что может проявляться и в реальной жизни)?

    ЗЫ. На самом деле я не особо люблю, когда меня упоминают (со ссылкой в т.ч.) в каких-либо постах и т.д. Но это так, просто чтоб разубедить в утверждении мелким шрифтом перед постом =)

    • Riladel says:

      например, тот же твиттер. Почему он так популярен? (сама очень люблю туда писать обо всем подряд)

      • bober_maniac says:

        Твиттер – это в чистом виде памятник имени себя.

        Впрочем, про твиттер надо тоже писать отдельно.

    • bober_maniac says:

      Прична в общем-то проста – сам формат большинства интернет-сайтов поощряет именно комментирование. Не дискуссию (для этого необходима древовидность либо ссылочность), а именно комментирование.

      Естественно, что воспитанные на интернете переносят понятный им формат в реальную жизнь.

      Ссылку могу убрать.

  4. Mr.Hren says:

    Слишкам многа букав.

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

PageLines