Сон разума рождает чудовищ.

Мощь человеческого разума сама по себе совершенно невообразима. Что можно говорить, когда многие из нас с легкостью держат в голове копию этого мира со всеми его законами и связями? Человеческий интеллект – вот причина того, что вокруг себя мы видим развитое технологическое общество, а не пещеры с волосатыми животными, тыкающими пальцами в пламя, оставшееся после удара молнии в дерево. Человеческий интеллект способен абстрагироваться от реальных явлений, работая с моделями, упрощая их для возможности их системного понимания, способен выстраивать связи по мимолетным намекам на взаимное действие явлений друг на друга.

Но иногда, случается так, что механизм дает сбой.

Мощь человеческого разума столь велика, что он способен обнаружить взамосвязь даже в совершенно случайных, не зависящих друг от друга явлениях.

Вы сами, наверняка, неоднократно попадались на игры разума, когда в темноте видели странные человеческие фигуры или лица, на проверку оказывающиеся лишь бесформенными грудами тряпок или бликами света. Больше всего страдают от этого дети – недостаток реальных явлений, голодание разума приводит к тому, что бабаи, мек-меки и прочие кошмары выглядывают из каждого угла.

Многие пронесут эти страхи через всю свою последующую жизнь. Я до сих пор боюсь темноты и каждый раз, вставая ночью, вынужден убеждать себя, что вокруг меня нет никого, кто мог бы меня убить, вырвать мою печень и утащить в темный чулан. А все потому, что давным-давно, когда я был еще ребенком, то каждый раз, когда я ночью вставал в туалет, мой путь пролегал по коридору, в середине которого стояла табуретка, накрытая какой-то газетенкой вроде “Тайной власти”. Картинка на обложке была самая феерическая – что-то из разряда классических скримеров, жуткая вампирская рожа с клыками. Мало того, табуретка стояла так, что на нее все время падал свет фонаря из окна кухни, и миновать ее не было никакой возможности.

Всего две недели мучений оставили на мне отпечаток на всю жизнь.

Однако, реальные вещи – это далеко не самое страшное. Гораздо хуже, если наш разум видит вещи, в действительности существующие только в нашем воображении. В зависимости от уровня восприятия это могут быть совершенно разные вещи – от галлюцинаций до суеверий. Все это – явления одного порядка, хоть и имеющие разную природу, но суть их в том, что разумом мы видим то, чего нет на самом деле.

Суеверия, кстати, сами по себе, неплохо описывают ту идею, которая привела меня к написанию этого поста. Ведь по сути своей, любое суеверие – это отсутствующая связь между явлениями. Это галлюцинация разума, иллюзорная связка, которой не существует в реальности, результат единичной индукции1.

Суеверия – результат неявного предположения мозга о том, что все явления связаны между собой. Я с трудом могу догадаться, откуда это пошло – как следствие умения мозга работать с абстракциями и строить модели, или же следствие “часовой” модели детеременированного мира, которая довольно долго царствовала в европейской философской и научной мысли. Любая попытка высказать предположение натыкается на недостаточный уровень эрудированности в данном вопросе, а потому я не стану здесь впадать в грех домысливания, тем более, что сама тематика данной заметки мне это делать запрещает. Хотя, как говорится, не делай, как делает мулла, делай, как мулла говорит, но мулла все-таки иногда и сам должен поступать правильно, дабы паства не растеряла хотя бы остатки веры.

В бытовой логики единичная индукция встречается сплощь и рядом. Молодой парень наступил на ногу в общественном транспорте? Немедленно сделай вывод, что молодежь распущена, необразована и не уважает старших. Нахамиа продавщица в магазине? Пиши заметку про совковую ментальность сферы обслуживания в России. Скачанная из интернета программа выдала ошибку? Делай вывод о некомпетентости программистов и роковых ошибок в области разработки програмного обеспечения в целом.

Однако, конечно же, не стоит клеймить все подобные заметки суевернообразными. Дело в том, что мозг – по сути своей большой клубок связей. Любое действие, которое может произойти с человеком, немедленно вызовет в нем волну реакций и на передний план выйдет предполагаемая связь, которая характеризует именно эту ситуацию. Действие будет положено в копилку связей как подтверждающее или опровергающее данную связь, задействуя механизмы обратной связи. В принципе, именно так описывается механизм обучения – это выстраивание нужных связей, их подтверждение и задействование для решения конкретных проблем, лежащих в этой области.

Плохо только, что при достаточно интенсивном обучении, происходят негативные явления “заклинивания” разума. Как говорится, если у тебя в руках молоток, то любая проблема кажется гвоздем. Именно люди, пытающиеся “забить молотком” решения любых проблем и называются обычно close-minded, или если по-русски, то люди с “зашоренным”2 мышлением. Их разум закрыт, они видят только одно решение, потому что именно так решать задачи их научили. И чтобы не становиться таким – непременнно нужно всегда искать разные подходы, смотреть на проблемы с разных сторон.

Нередко в этом помогает изучение дисциплин “стороннего круга”. Для гуманитариев лучше было бы заняться чем-нибудь естественно-научным, для инженеров наоборот – разобраться в истории, социологии, политологии или психологии. Это поможет размять мозг и отвлечься от единственного метода решения проблем. Помогает и изучение других языков, но не тупое заучивание, а погружение в чужую языковую среду. Foreign languages при таком подходе начинает очень сильно влиять на мировозрение, и ты начинаешь видеть то, чего не видел раньше. Ведь то, как мы общаемся с внешним миром – лишь следствие того языка, которым мы владеем. Не зря Оруэлл в своем “1984” одним из важнейших столпов двоемыслия считал новояз – искуственный язык, на котором невыразимы были понятия, связанные с любыми негативными мыслями в сторону Партии и Старшего Брата. Не можешь выразить словами – значит, не можешь и подумать. Не можешь подумать – значит, явления не существует, так или иначе мы все равно живем только внутри собственной головы.

И конечно же, когда в голову приходит очередая единично-индукционная мысль, то следует задуматься, что же это – сон разума, или же все-таки обнаруженная мозгом свежая тенденция? Но для этого надо переключаться из пассивного мыслительного процесса в активный, что я и делаю, когда пишу эти заметки.


1. Единичной индукцией я называю логическую ошибку вывода вида “от частного к общему”, когда в качестве частного берется единичный опыт. Таким образом, из события “моего друга сбила машина” единичной индукцией выводится “все автомобилисты – мудаки, не соблюдают ПДД и не умеют водить”. Очень частая логическая ошибка, как это не печально.
2. Шоры – специальные накладки на глаза лошади, радикально снижающие угол обзора. Лошадь с зашоренными глазами, если не повернет голову, то может смотреть только перед собой – периферийное зрение становится ей недоступно. Это делается для того, чтобы лошадь не отвлекалась от дороги на события, которые могут происходить по бокам от нее.

Share →

4 Responses to Тенденции

  1. Саша says:

    Ты здесь описываешь 95% населения. Я щита не стоит этого делать.

    • bober_maniac says:

      Я считаю, что не стоит отбрасывать мысль только потому, что она слишком применима.

      • NOSик says:

        Ты сам говорил про важность рациональности мышления, а тут говоришь про сон разума.

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

PageLines