Понятие “качество” – одно из тех, где до сих пор господствует кухонная философия и “здравый смысл”. Эйнштейн считал, что здравый смысл – не более чем сумма предубеждений, приобретенных нами до совершеннолетия. Я в этом с дедушкой совершенно согласен. Если кого-то эта тема интересует – прошу к моей более ранней записи, сейчас речь не об этом.

Спросите любого человека, что такое качественная вещь. Если респонденту больше 20, то он скорее всего начнет рассказывать вам про надежность. Качественная вещь в глазах птенцов Союза1 – это прежде всего вещь, которая долго служит и не приходит в негодность. Именно такое мнение птенцы впитали вместе с родительским воспитанием в эпоху смены строя, либо вы работали самостоятельно как следствие перманентного дефицита хороших вещей в Союзе. Если вещь мало-мальски полезна – она должна быть полезна как можно дольше, потому что в случае при хождения ее в негодность другую, на замену, уже не купишь.

В современном же мире эта проблема постепенно уходит на второй план. Достать что угодно никакой проблемы не составляет, и потому, в отличие от птенцов Союза, дети Рынка2 выводят на первый план функциональность. Качественная вещь в их понимании – это вещь, выполняющая максимум функций. Своеобразный кухонный комбаин, который и жнец, и жрец и на дуде игрец. Он может уметь делать все не идеально, но широта возможностей идет неотъемлемым требованием к качественной вещи.

Несколько отличается подход у тех, кто родился еще позже – уже после наступления цифровой эры в России3. Они слишком молоды, поэтому для них еще нет имени собственного. Они пока что ничего не могут, но если все-таки вывести их на разговор, то они поведают вам о том, что качество – это степень приближённости к совершенству. Их уже не особо волнует надежность и функциональность, качественная вещь – это та, которая идеально выполняет свое предназначение, даже если оно заключается только в том, чтобы вытаскивать сопли из левой ноздри.

Конечно, все они ошибаются. Если бы кто-то из них был прав – этой заметки бы не было. Качество – удивительная вещь, потому что она содержит в себе все три описанные категории, но ни от одной целиком не зависит. Еще больше удивляет многих тот факт, что в рыночную эпоху качество потеряло свое абсолютное значение и превратилось в величину субъективную, волатильно зависящую от наблюдателя, делая все три описанные категории, как это говорится, по-своему правыми.

Качество – это всего-навсего уровень соответствия характеристик объекта ожиданиям потребителя. Так как в определении появился потребитель – характеристика эта сугубо субъективная. Кому-то важнее одно, кому-то другое, и в результате качественной вещью для двух разных людей могут быть два совершенно разных предмета. Как итог этого, спор о качестве у таких индивидуумов превращается из разговора о достоинствах и недостатков в перепалку о предпочтениях каждого из них, то есть выходит из плоскости объективного познания мира, становясь обычной словесной перепалкой.

В результате и получается, что качество – не более чем проекция мировоззрения человека на предмет. Она имеет к самому предмету не большее отношение, чем Солнце – к поэзии золотого века.

Самое загадочное в качестве – это то место, откуда берутся ожидания потребителя. Отставить ассоциации первого уровня – это не то, что вы подумали! Основной источник понятий о качестве – это, естественно, личный опыт. Человек, который пользовался какой-то вещью и считал ее качественной, будет считать качественной практически любой полный ее аналог. Качество в этом случае становится величиной с положительной обратной связью – чем больше аналогичных предметов испробует человек, чем больше ему будет нравиться их эксплуатация, тем более качественной станет данная группа предметов.

Отсутствие личного опыта частично может компенсироваться опытом коллективным – взятым извне. Источники при этом не важны. Коллективный опыт, несмотря на то, что многие стремятся в отсутствии личного получить хотя бы его, зачастую лишь больше запутывает человека, так как личные предпочтения стороннего человека смешиваются с предпочтениями реципиента, и при достаточно большой разнице в мировоззрениях может возникнуть парадоксальная ситуация – человек покупает вещь, которую описывали ему как идеально качественную, но она его полностью не устраивает.

Еще один источник понятия о качестве – это реклама. Именно она кормит потребителя обещаниями о том, что новый телефон будет работать год без подзарядки, новый стул будет в 5 раз мягче, новая тушь делает ресницы в 10 раз длиннее и в 100 раз толще, а новый автомобиль позволит ему стоять в пробке с мощностью в 400 лошадиных сил. Реклама, кстати, не врет – ей запрещено это делать законодательно. В результате потребитель спешит в магазин и покупает телефон, который работает год без подзарядки, если держать его в режиме ожидания. Покупает стул, который в 5 раз мягче, в том числе и в ножках и спинке. Покупаешь тушь, которая делает ресницы в 10 раз длиннее, в 100 раз толще и в миллион раз тяжелее, в результате они свисают с век вареными спагетти. Покупает и автомобиль мощностью в 400 лошадиных сил, с баком в 70 литров, который он целиком сжирает уже в первый час поездки. Будет ли человек считать такие товары качественными? Крайне сомнительно.

Почему? Потому что так или иначе, человек запоминает прежде всего положительные стороны эксплуатации. Когда ему предлагают что-то новое и дают позитивные обещания (а негативные ни один нормальный маркетолог в рекламе давать не будет), он мысленно приплюсовывает их к личному опыту эксплуатации данной группы товаров (или, если его не имеет – к коллективному опыту, взятому из общения с друзьями, литературы или интернета), занижает негативные стороны, завышает позитивные (это естественное свойство человеческого разума) и получает представление качественного предмета. Это представление – виновник того, что мы так или иначе недовольны практически всем, что мы покупаем. Хотя, мы довольно быстро учимся, и многие из нас уже давно не ждут от новых вещей прорывов – лишь экстенсивное развитие и улучшение уже имеющихся характеристик.

Соотношение “цена/качество”, которым так любят оперировать во всевозможных обзорах – это тоже бытовая характеристика, которая на самом деле слегка некорректна. Цена – это одна из характеристик качества, не более того. Когда мы покупаем телефон за 6 тысяч рублей, мы вряд ли воображаем, что он будет нам петь, танцевать и заваривать кофе, а от телефона за 30 тысяч ожидаем уже качественного минета по вечерам и завтрак в постель. Пытаясь соотнести качество без учета цены с ценой без учета качества, мы инстинктивно пытаемся нащупать объективную оценку предмета, чтобы уйти от так нервирующей нас во всевозможных “непредвзятых обзорах” и “стронних мнениях” субъективности. Люди вынуждены это делать, так как понимают, что что бы они не написали, как бы не рассматривали предмет, как бы его не оценивали – никакой объективностью здесь и не пахнет. Разные задачи, разные требования, разные представления о прекрасном разных людей не дают никакой возможности найти точку схождения. В результате под любым обзором появляется сотня полярных комментариев – от “автор молодец, все так и есть”, до “автор мудак, все совершенно не так”. Это нормально, это только подтверждает относительность понимания качества.

В результате, ответ на вопрос “является ли эта вещь качественной”, в общем виде получить невозможно. Единственное, что еще можно сделать – это учитывать разные мнения и определять, что нужно лично тебе и что лично ты ждешь от той или иной вещи.

Качественная вещь не обязательно должна быть надежной, не обязательно должна быть функциональной, не обязательно должна стремиться к идеалу в реализации собственных возможностей. В ней может быть куча “объективных” недостатков. Верно лишь одно – качественная вещь в ваших глазах та, которая воплощает ваши мечты. И не важно, сколько у нее хардварных кнопок и насколько тормозит ее интерфейс.


1*Птенцами Союза я называю как старшее поколение (тем, кому сейчас за 40), так и более младшее, которое было воспитано в их традициях, несмотря на смену строя. Именно к ним отношусь и я сам.

2* Дети Рынка – рожденные в конце 80-х или в начале 90-х и получившие воспитание у родителей, уже вобравших в себя новый, “рыночно-демократический” строй, соответственно, с совершенно другими ценностями. Название тоже мое.

3* Я считаю, что это примерно середина 1999-го – начало 2000-го.

Share →

8 Responses to О качестве

  1. F1ashback says:

    Интересно. Почему-то ты мне напомнил Пауло Коэльо. Ты и похож и не похож на него. С одной стороны, как он говоришь много и о том, что все уже знают. С другой, он своими мыслями, кажется, старается только запутать читателя, когда ты, наоборот, вносишь некую ясность и расставляешь по полочкам то, что все вроде бы знают, но выразить не могут. =)

    P.S. Отвлечение не по теме: при слове “интернет” с маленькой буквы и без склонения покоробило. Лучше писать либо без склонения, но с большой буквы, как имя собственное (что я и А.Лебедев, кстати, не приветствуем). Либо склоняя, но с маленькой буквы, имея ввиду средство связи, каковым, в принципе, интернет сейчас и является.. У Лебедева есть статья на эту тему. Вряд ли ты не видел, но если не видел – почитай.

    • bober_maniac says:

      Да, я читал Лебедева, но все-таки считаю, что интернет уже настолько глубоко вошел в нашу жизнь, что превратился из имени в явление. Или даже группу явлений – см. “рунет” как возм. сокр. “русский интернет”.

      • F1ashback says:

        Ну, дык я то же и имею ввиду. Ты его не склонил – это покоробило. Получается, ты со мной согласен, но написал всё равно неправильно. Даже со своей точки зрения.

        • bober_maniac says:

          Куда склонил?

          • F1ashback says:

            если его не имеет – к коллективному опыту, взятому из общения с друзьями, литературы или интернетА

            • bober_maniac says:

              А, это простая опечатка. Не заметил.

              • F1ashback says:

                Ок, оказывается, опечатка вызвала у меня такой баттхерт. Я в печали. D:

                • bober_maniac says:

                  Бывает, что ж поделать. В следующий раз умнее будешь!

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

PageLines