Довольно интересно становится наблюдать за рунетом в тот момент, когда умирает кто-то из людей публичных. В этот момент, вся обозримая русскоязычная сеть немедленно надевает черное (не то, что у Мартина, и даже не изобретение рунета), и начинает Скорбеть. Именно Скорбеть, с большой буквы. И среди них тоже имеется своя иерархия.

Первыми идут те, кто неизменно рвет на себе волосы, выцарапывает глаза, рвет футболку на груди и стонет о том, какого же великого и гениального человека потерял мир. Они нарекают его человеком десятилетия… нет, столетия, или даже тысячелетия, сравнивают его с Эйнштейном (почему-то именно Эйнштейн очень популярен в качестве непревзойденного гения), грозятся назвать в честь него ребенка/собаку/кошечку/тараканов на кухне и всенепременно ругаются со всеми остальными группами.

Вторыми идут люди поскромнее. Они признают одаренность почившего в небытие, однако все время делают оговорку, что гением они его не считают, но, конечно же, очень сильно уважают. Естественно, пишут они, человек это был очень хорош собой, совершил очень много полезного, но он не гений, нет. Критериев гениальности они не указывают, видимо, чтобы не упоминать в очередной раз имя Эйнштейна (действительно, зачем?) всуе, но твердо знают, что любой, кто умер при их жизни, ну точно не может быть гением и места в истории не особо то и заслуживает (в отличие от Эйнштейна).

В серединке болтаются неопределившиеся. Они твердо блюдут равновесие, сопоставляя положительные качества принявшего ислам с отрицательными, и то и дело восклицающие: “баланс!” Прирожденные банкиры, у них все время дебет сходится с кредитом. Если бы интернет существовал в момент смерти Чикатило – они бы все равно непременно упомянули о том, что Андрей Романович, несмотря на 53 доказанных убийства, очень любил детей, хорошо готовил борщ и прекрасно пел.

И наконец, в самом низу – злорадствующие. Они ухмыляются, глядя в разлагающее лицо свежего трупа, обвиняют его во всех смертных грехах, сочиняют похабные анекдоты, выкладывают мерзкие картинки и придумывают тошнотворные фразочки. Именно их перу принадлежат выражения “подавился мацой” и “принял ислам”. Совместными усилиями первых двух групп при молчаливом согласии третьей, они изгоняются, испепеляются и искореняются.

Впрочем, речь не об этом. Речь о той мерзости, которая вынесена в заголовок и названа (уж не знаю, мной или нет) культом Смерти или мортализмом.

Мерзость мортализма и невыносима. Вот основные тезисы, которые выдвигают морталисты:

  1. О мертвом нельзя говорить плохое. Можно либо говорить хорошее, либо заткнуться в тряпочку и не мешать хорошим людям Скорбеть.
  2. Никакие шутки в сторону погибшего недопустимы. Юмор о смерти – самая невыносимо ужасная вещь на свете. Иисус не смеялся.
  3. Ни в коем случае не следует как либо визуально выделять свою скорбь. Скорбь нужно нести только глубоко в душе, траурные рамочки на аватарах, траурные подписи – показатель лицемерия.

Первый тезис – это результат перекрестного оплодотворения христианства языческими верованиями у “покороенных” ими народов. От славян христианству достался (точнее, его православной ветви), например, Иван Купала и Масленница. Последняя, впрочем, даже не пытается скрывать свои языческие корни, хотя люди, не обремененные интеллектом, не способны увидеть за сжиганием соломенного чучела ритуальное жертвоприношение с целью умилостивить богов (или духов), дабы они ниспослали несчастным людям плодородный год. А выражение “о мертвых либо хорошо, либо ничего” корни свои имеет аж в Древней Греции, и по сути своей является частью одной из форм культа предков. Как известно, древние люди не сильно хорошо разбирались в сути происходящих вокруг них явлений, и, вследствие религиозного мышления, приписывали все непонятные закономерности мистическим силам – богам, духам или погибшим родичам. Соответственно, их старались умилостивить и лишний раз не злить – отсюда, например, запрет на произношение имени Б-га в иудаизме. Отсюда же и это выражение, на латыни звучащее как de mortuis aut bene, aut nihil.

Соответственно, озвучивающий данный тезис, фактически расписывается в собственном невежестве, потому что я слабо верю, что кто-то в наше просвещенное время способен исповедовать древнегреческие мистические верования. Никакого более морального запрета на произнесение негативных слов в адрес умершего, кроме одной этой идеи двухтысячелетней давности, в нашем обществе не существует, как не существует и в христианстве – там все рассудит От-ц Вс-вышний, и ему ваши крамольные фразочки – как мертвому припарки.

Второй тезис имеет под собой жуткую историю, и для того, чтобы ее немного прояснить, я дал ссылку прямо при перечислении тезисов. Несложно проследить, что недопустимость шуток в сторону покойника проистекает из давних религиозных спорах о допустимости смеха вообще, так как смерть до сих пор достаточно сильно сакрализована, и это именно та сфера, где всевозможные суеверия и предрассудки цветут и пахнут (и будут, судя по всему, цвести еще тысячу лет, пока правоверные не дождутся наконец какой-нибудь катастрофы и счастливые не отправятся в свое Ц-рствие Н-бесное). Сейчас это выглядит жутко, но не так давно вопрос, смеялся ли Иисус, всерьез поднимался на теологических диспутах, и в течение многих веков вопрос не мог быть неоспоримо решен.  Смех считался орудием дьявола. Корни этого архетипа до сих пор прослеживаются, например, в кинематографе – выражение “адский хохот”, которым очередной суперзлодей встречает запуск своей машины судного дня, давно вошло в наш лексикон.

Третий же тезис, в отличие от первых двух – новодел, существующий в рамках пост-СССР и связанный с нашим недавним прошлым, а именно – Великой Отечественной войной. Война, которая сама по себе стала для своих потомков таким же культом предков, который существовал в Древней Греции, суть основного постулата которого заключается в том, что наши предки отдали жизни за нас, и из-за этого мы и все наши потомки теперь им должны. Что именно должны – не уточняется, но должны. Живых ветеранов, по мнению культистов, следует почитать как богов (при том, что реально воевавших сейчас уже практически не осталось, в основном тыловики), а мертвых следует помнить. Помнить о предках и почитать их подвиги – это все то же самое, что и разобранное чуть выше de mortuis aut bene, aut nihil. При этом, несомненно, что память должна быть искренней и глубоко в душе, так как предки чуют фальшь (и, вероятно, придут к тебе ночью и сожрут твое сердце, если ты будешь помнить их неискренне), любое лицемерие тут недопустимо, а внешние проявления эмоций (опять же, Иисус ведь не только не смеялся, но и вообще никаких эмоций особо не испытывал, вспомните Библию) наталкивают мысль о том, что человек пытается нас всех обмануть и прячет за слезами снаружи ледяное сердце внутри. Все эти аватарки, статусы, не имея под собой исторической базы традиционного европейского траурного черного наряда (который, несмотря на то, что внешне идентичен черной рамке у аватара, гонениям не подвергается), не имеют права на жизнь по мнению культистов, а люди, пытающиеся использовать их – подвергаются гонениям.

И мерзость всего вышеописанного даже не в том, что человек живет по законам XI века до нашей эры, а в том, что он пытается выдать пропахшие ветошью тезисы языческих верований за свою высокоморальную позицию. Хотя, такое поведение равносильно тому, чтобы пытаться выдать грязь под ногтями за эксклюзивный маникюр.

Share →

6 Responses to Культ смерти

  1. Hankok says:

    Сделай, пожалуйста, так, чтобы при нажатии на ссылку она открывалась в отдельной вкладке, если это возможно, ибо просто неудобно часто “соскакивать” с текста, а ссылок в тексте много.

    • bober_maniac says:

      Я вообще стараюсь делать так, чтобы ссылки никогда не открывались в отдельном окне. Этому есть две причины:
      1. Я очень сильно не люблю, когда сайт решает за меня, в каком окне открывать ссылку – в текущем или в новом.
      2. С точки зрения HTML5 атрибут target=”_blank” стал невалидным и недопустим для применения в верстке
      Вообще, я всегда сам открываю ссылки средней кнопкой мыши – так они открываются в новой вкладке. Я думал, что это уже норма жизни.

      • Hankok says:

        “Вообще, я всегда сам открываю ссылки средней кнопкой мыши”
        О_о однако, надо попробовать настроить одну доп.кнопку, но не думаю, что там есть такая команда, а колесико мыши у меня служит для “ручного” скроллинга, средней кнопки нет, только две дополнительные, хмм…
        Ну тогда все понятно собственно.

        • bober_maniac says:

          Если средней кнопки мыши нет (хотя, по-моему, сейчас у всех она есть), можно пользоваться комбинацией Ctrl+Левый клик, он работает аналогично, но куда менее удобен.

          Я лично уже не представляю своей жизни без средней кнопки мыши.

          • Riladel says:

            Даже на древней рабочей мышке с двумя кнопками и колесиком, роль средней кнопки выполняет нажатие на колесико. Я думала, это общеизвестный факт.

            • bober_maniac says:

              Ну так это не “роль” средней кнопки, это и есть средняя кнопка. Я правда пропустил тот момент, когда колесико стало кликабельным и поначалу очень матерился, а потом привык.

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

PageLines